“Карьера менеджера” — Ли Якокка

Ilya Makarov
4 min readOct 29, 2017

--

Книга — автобиография американского менеджера, который сначала вырос до президента компании Форд, затем по стечению обстоятельств потерял этот пост, и в роли председателя правления вытащил Крайслер из глубокой задницы.

Так как книга автобиография то особых размышлений, методик и прочего не особо много, но все же пища для размышлений есть. В 4–5 главах автор раскрывает основные принципы своего управления.

Ли Якокка про менеджмент

Работа с менеджерами, которая по сути представляет из себя OKR, или как угодно ее назовите:)

Год за годом я задавал ключевым людям из числа своих ближайших подчинённых несколько основных вопросов каковы ваши цели на ближайшие 90 дней? В чём заключаются ваши планы, ваши приоритеты, ваши надежды? Как Вы намерены добиваться их выполнения?

Суть системы заключается в том, что она заставляет каждого отчитываться перед самим собой и держать в голове общую картину.

При использовании системы квартальной отчётности есть две потенциальные проблемы:

Во-первых: люди иногда пытается откусить больше чем могут проглотить. В некоторых случаях это беда может обернуться благом так как это свидетельствует о том, что человек стремится к большему.

Во-вторых: руководитель слишком рано начинает вмешиваться в ход событий.

Следующая мне особо понравилась. На мой взгляд, это ключ к огромной экономии времени на совещаниях, и издержках при попытках не зарубить инициативы сотрудников, пытаясь быть вежливым и вовлеченным.

Как только кто-то из моих сотрудников выдвигает передо мной очередное идея Я прошу изложить ее на бумаге. Я не хочу чтобы кто-то навязал мне свои мысли только за счёт мелодичности голоса и личного обаяния.

Про самое важное:

Если бы меня попросили описать в нескольких словах качества присущие хорошему руководителю я бы сказал что основное это умение принимать решения.

Про золотую середину при принятии решений. После активного погружения в data-driven подход, метрики и прочее, дошел до этого сам:

Беда в том, что ты следуешь практике не предпринимать никаких действий пока не соберёшь все факты У тебя есть 95% информации. Для того, чтобы собрать недостающие 5% тебе понадобится еще 6 месяцев. За это время все факты устареют потому что рынок развивается гораздо быстрее.

Про демократию в команде:

Моя политика всегда заключалась в том чтобы соблюдать нормы демократии до момента принятия решения, а потом я становлюсь безжалостным диктатором и говорю “И так я всех выслушал теперь будем делать так как я скажу”

На минуточку это говорит директор завода по производству автомобилей в 1980х годах:

Единственный путь мотивация людей это общение с ними. Я обнаружил что самые лучшие мотивации состоит в том чтобы люди знали общий план действий ощущали себя полноценными игроками.

Интересности

Одно из самых значимых достижений в компании Форд у Якокка, была разработка и реализация Мустанга. Это был автомобиль со спортивным внешнем видом но с невероятно широкой целевой аудиторией, молодежь, холостяки, пожилые 60+.

За год с момента выпуска (1964) было продано 418 812 штук. Мустанг принес 1,1 миллиарда долларов чистой прибыли за два года продаж.

В те года 60–80е в Америке было три основных производителя автомобилей: General Motors (самый крупный), Ford и Chrysler.

Mercury Cougar 1968

Яккока в конце 60х сделал прибыльным подразделение Линкольн Мерькури. Оказывается Ликольн это премиальный сегмент Форда, так же как Lexus у Toyota и Infinity у Nissan.

Якокка вытаскивал Крайслер сначала за счет правильного менеджмента и сокращения издержек, но без популярных и продаваемых автомобилей ничего бы не вышло. Итак, в 1983 вышла серия “К”.

А в 1984 Chrysler изменил рынок минивенов выпустив модель t115

Про желание сделать ремни обязательными для пристегивания.

Сначала ремни безопасности применялись только спортивных гоночных автомобилях когда Ford и Chrysler предложили это устройство своих моделях 56 года желающих приобрести его было немного Всего 8 лет спустя 64 ремни безопасности стали стандартом оснащения всех легковых автомобилей.

С помощью инженеров Ford я создал устройство которое мы назвали interlock которые не позволяла включить зажигание пока водитель и пассажир на переднем сиденье не пристегнут ремни.

Народное восстание против интерлока приобрело такой размах что палата представителей во главе с компрессором вскоре отменила закон. Они заменили его зуммером который в течение 8 секунд своим звуком напоминал водителю о необходимости пристегнуться.

--

--